Звернення МОО Єдиного Центру

Звернення МОО Єдиного Центру

ВЛАДА НЕ ХОЧЕ, А МИ ПАМЯТАЄМО!Завтра, 27 листопада, роковини пам’яті жертв голодомору 30-х років. МОО Єдиного Центру закликає кожного миколаївця пам’ятати, без огляду на політичні перипетії.

Публікаціявсі друкуватиДрукувати

Огренич: Образование как перспективная сфера экономики
2009-05-05 12:41:00

Огренич: Образование как перспективная сфера экономики

Статья Огренич Надежды Николаевны, члена президии Николаевской областной организации Единого Центра в материалах научно-практической конференции, которая прошла 24-25 апреля 2009 года под названием: «Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы».

    Прежде всего, хочу передать вам самые искренние приветствия от педагогов Николаева, города корабелов, расположенного на полуострове, который омывается Черным морем и Днепро-Бугским лиманом, реками Ингул и Южный Буг, раскинулся на территории древней степной Эллады.
Проблемы национальной безопасности и проблемы образования неразрывно связаны между собой. В XXI в. — в эпоху наукоемких технологий — индустрия образования становится решающим фактором национальной безопасности и экономической эффективности. На первый план вышли проблемы инноваций, качество интеллекта.
    XXI в. обусловил потребность в определении стратегий развития образования, поиска инновационных путей становления средней школы, которая обеспечивала бы благоприятные условия для развития и саморазвития личности как творца, способного проектировать и прогнозировать свою жизнь, овладения учениками жизненными, социальными компетентностями.
Чем выше образовательный и культурный уровень, тем выше качество рабочей силы и больше объем валового национального продукта.
    То есть формирование экономики, основанной на знаниях, требует опережающего развития образовательной сферы, в частности профессиональной. Это как раз и даст стране возможность попасть не туда, где экономика развитых стран была вчера, а сразу туда, где она будет завтра.
Новая школа должна обучать каждого ребенка создавать собственный жизненный проект, познавать себя самого и окружающий мир, адекватно оценивать собственные возможности и способности, определять жизненное кредо, осуществлять рефлексию, планировать, организовывать собственную жизнь относительно достижения определенных целей.
    Сегодня как никогда возрастает роль опережающего образования, направленного в будущее.
    Мы считаем, что основным недостатком общеобразовательной подготовки остается неумение учеников в полном объеме использовать полученные знания для реализации практических заданий. Решающая роль в решении этой крайне важной проблемы отведена педагогам.
    И на наш взгляд, первоочередным заданием является освоение эффективных современных подходов к повышению психологической, педагогической культур, компетентности педагогических кадров по вопросам возрождения мощного проективного потенциала инновационной школы, которая призвана подготовить детей к сложным, противоречивым условиям жизни, помочь каждому овладеть искусством самореабилитации — выработать механизмы и способность продуктивного преодоления кризисных ситуаций, выхода из запутанного положения.
Как сделать, чтобы учитель был интересен ученику? Один из путей — формирование информационной культуры, которое является важным условием развития педагогических работников и состоит из таких компонентов: культуры организации подачи информации, культуры восприятия и использования информации, культуры использования новых информационных технологий, культуры общения через средства ИКТ. Этот путь тоже был непрост.
    Внедрение инновационных технологий повышения квалификации педагогических кадров в системе последипломного образования основывается на принципах андрогогического подхода и происходит в таких направлениях: кардинальной модернизации, актуализации и систематизации знаний основных психолого-педагогических проблем; обновлении профессиональных знаний, преодолении стереотипов практической деятельности; формировании и развитии интереса к постоянному совершенствованию педагогического мастерства, творческого роста специалистов; расширении культурного кругозора, ознакомлении с новыми научными открытиями в различных областях знаний, обогащении культурными ценностями. Для оптимизации учебного процесса целесообразным считаем внедрение педагогических технологий различных уровней и разной целевой направленности. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности использования структурно-логических, интеграционных, игровых, информационно-коммуникационных, проектных, диалоговых, тренинговых технологий и технологий дистанционного обучения.
    В условиях информационного общества чрезвычайно важным показателем образованности становится не столько владение информацией и умение применять ее, сколько способность индивида определить, какие информационные данные в конкретной ситуации ему необходимы и где их искать. Понятно, что для реализации этого чрезвычайно важного задания нужны новые технологии обучения. Среди них и проектная методика, ведь вся наша сознательная жизнь построена на проектах.
Применяя традиционную силовую педагогику, мы даем ученикам боль¬шой объем знаний, но не учим главному: как применять добытые знания для обеспечения собственной жизнедеятельности.
    Современные работодатели заинтересованы в работнике, который: умеет самостоятельно и творчески мыслить;
— может адаптироваться в изменчивых форс-мажорных ситуациях и решать проблемы, применяя знания, которые приобрел самостоятельно;
— умеет предусматривать трудности и ищет рациональные способы их преодоления, применяя современные технологии;
— четко осознает, где и каким образом добытые им знания могут быть применены в жизни;
— способен генерировать новые идеи;
— может грамотно работать с информацией;
— владеет богатым словарным запасом.
    А это все — особенности общества информационных технологий, или, как его сегодня называют, постиндустриального, постмодерного общества.
    Важно обратить внимание еще на один чрезвычайно важный социальный аспект, предопределенный развитием современного общества. В постиндустриальную эпоху повышается статус и роль образованного, высококультурного человека. Инновационное развитие образования предусматривает стимулирование образовательных инициатив и управления процессом перехода инноваций в сферу образования и педагогической деятельности. Это возможно, если цели и задания повышения квалификации педагогических кадров ориентированы:
— на создание условий для роста педагогического творчества;
— внешнюю и внутреннюю мотивационную и организационную поддержку инициатив педагога;
— формирование рефлексивной культуры педагога;
— обеспечение вариативности и гибкости повышения квалификации и т. п. Что же это дает всем участникам образовательного процесса?
    Прежде всего, ученики приобретают специфические навыки работы с информацией, а именно:
• отбирать нужную информацию из разных источников;
• анализировать, выделять главное, существенное;
• систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной целью;
• находить проблемы;
• предлагать возможные способы решения проблемы;
• делать аргументированные выводы;
• выстраивать систему доказательств;
• обрабатывать статистически;
• генерировать новые идеи;
• оформлять результат.
Кроме того, использование информационно-коммуникационных технологий способствует:
• включению каждого ученика (с учетом биологических ритмов развития, интересов, вкусов) в активный деятельно-познавательный процесс с четким пониманием того, где, каким образом и с какой целью добытые школьником знания будут применены;
• свободному доступу школьников к любой информации;
• выработке умений определять приоритеты, ставить цели и осуществлять постановку задачи;
• развитию творческого и логического мышления, выработке умения аргументировано защищать свои идеи;
• реализации права на свободный выбор вида деятельности и возможности постоянного изменения видов деятельности;
• выработке умения эффективно и четко проектировать все виды деятельности и создавать мультимедийные компьютерные презентации; это удостоверяет в том, что школьники являются не просто потребителями программных продуктов, но и их активными творцами;
• развитию умений работать в команде, коллегиально принимать правильные решения, брать на себя риск и отвечать за результат.
    Современная молодежь прагматична. Обладая высокой степенью свободы, она обнаруживает незаурядную самостоятельность в организации своего свободного времени, используя его не только для развлечений, но и для самообразования. Она хорошо понимает, что высокий уровень образованности обеспечит надежную конкурентоспособность на рынке труда.
    Ученик должен быть полностью подготовлен к жизни в изменчивом обществе, а школа должна готовить молодежь к решению проблем, с которыми человек и общество никогда раньше не встречались, и учить решать эти проблемы силой интеллекта.
    Но сумеет ли молодой учитель, окончивший недавно вуз, подготовить ученика к вызовам времени? Сможет ли он обеспечить себе нормальную жизнь? Мы с вами знаем ответ на эти вопросы: «Нет».
    Мы получаем молодого учителя, который владеет фактическими знаниями, сам умеет брать интегралы, а вот научить этому ребенка — не всегда. У него возникают трудности и в составлении поурочного планирования, и в проведении первого родительского собрания, и в общении с ученическим коллективом, и во многом другом.
    В чем же проблема? Проанализируем обстоятельства.
    Программы вузов составлены так, что часов на методику преподавания, внеклассной и воспитательной работы и многое другое, чем занимается учитель, практически нет.
    А как в медицине? Диплом получили, а право на врачебную деятельность получат после интернатуры.
А значит и мы, работники институтов последипломного педагогического образования, должны готовить профессионала, способного функционировать в глобальной жизненной и профессиональной сфере, т. е. такого, который может, с одной стороны, защитить себя в глобальной среде, а с другой — использовать мировой опыт для профессионального роста и повышения эффективности деятельности.
Психолого-педагогическая поддержка и методическая помощь молодым педагогам стала возможной путем реализации проекта «Двухгодичная стажировка молодых специалистов». Составной обучения молодых специалистов был курс, построенный на методологии социально-педагогических тренингов, обязательным условием проведения которых является создание так называемой «креативной среды» и социализации молодых специалистов.
 
Как мы организовали двухгодичную стажировку?
Прежде всего, издали совместный с управлением образования и науки приказ о проведении исследования, а также о том, что:
-  каждому молодому учителю выделяется единый методический день, например четверг;
-  во время каникул молодые учителя не посещают школу, а обучаются на сессии в институте последипломного педагогического образования; на все конференции, семинары, открытые уроки, которые проводятся в институте и проходят именно в методический день, мы приглашаем молодых специалистов.
Кроме того, Николаевский областной институт последипломного педагогического образования разработал соответствующее научное сопровождение этого проекта.
Выводы. Анализ результатов доказывает эффективность перечисленных организационно-педагогических условий для профессионального развития и культуры педагогических работников в системе последипломного образования, обеспечение их конкурентоспособности на рынке труда. Перспективным направлением считаем определение стратегических ориентиров последипломного педагогического образования с целью реализации компетентностного подхода к обучению и подготовке школьника к реальной жизни. И если мы с и объединим усилия — надежное будущее нашим детям будет обеспечено.

 

Материалы научно-практической конференции. Москва 2009

Останні публікаціївсі

Газета "Єдиний Центр"всі

Газета "Эдиний Центр"